Почему Украина не Польша, или большой экономический пшик
Экономический успех Польши базировался на том, что в последние десятилетия она смогла привлечь к себе значительные инвестиции. Крупные корпорации размещали там производство с учетом более дешевой рабочей силы, чем в странах Западной Европы. На этапе подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 году многие эксперты говорили о шансе для нее повторить польский рывок, который, разумеется, так и не случился и не случится никогда. Об этом пишет киевская интернет-газета «Страна».
Говорили, дескать, инвесторы ринутся открывать производства на Украине, где еще более дешевая рабочая сила. Однако на практике этого не произошло. Как указывают эксперты, главных причин три. Первая – война и напряженные отношения с крупнейшим соседом, что отпугивает крупных международных игроков. Вторая – коррупция и непонятные для западных корпораций правила игры. Третья – конкуренция со стороны поляков. Польша сумела перетянуть к себе дешевую украинскую рабочую силу и за счет нее расширяет свое производство и привлекает инвесторов. При том, что это страна – член ЕС, что является крупным плюсом при принятии решения о вложении.
В качестве главных достижений ассоциации с ЕС украинцам преподносят два факта – безвиз и увеличение экспорта в Европу. Якобы благодаря квотам на беспошлинную поставку ряда товаров европейский рынок смог заменить российский. Между тем статистика говорит о том, что падение экспорта из Украины в Россию составило в 2018 году (в сравнении с 2013 годом) более $11 млрд долларов, а прирост экспорта за тот же период в ЕС составил менее $3,5 млрд.
По словам экономиста Алексея Куща, Соглашение об ассоциации и включенное в него Соглашение о зоне свободной торговли теоретически позволяли Украине встроиться в европейскую цепочку создания добавленной стоимости. Для этого у Украины есть как минимум один козырь – дешевая рабочая сила.
Таким образом, Кущ прямо указывает на то, что у киевского правительства есть «как минимум» один серьезный аргумент в пользу того, чтобы поддерживать в стране низкий уровень жизни. И этот низкий уровень жизни обусловлен тем самым Соглашением об ассоциации с ЕС, которое преподносилось как большое-пребольшое достижение, позволяющее украинцам «жить как в Европе».
Украина продолжает гнать в Европу в основном сырьевые товары – курятину, зерно, металл и прочее. Собственно, украинские товары с высокой добавленной стоимости в ЕС не нужны. «В нынешнем виде наша продукция машиностроения в Европе неконкурентная. Ее попросту никто не купит», – говорит экономист Александр Охрименко. Впрочем, все это было ясно еще до ассоциации с ЕС.
Ситуацию мог бы изменить запуск на Украине европейских производственных площадок, как это в свое время произошло в Польше. Впрочем, пока европейские инвесторы делать это не спешат. Похоже, что они вообще никогда этого не будут делать по целому ряду причин, которые украинские «экономические гении» понять не в состоянии. Тот же Кущ начинает нести ахинею, что якобы все из-за того, что украинское законодательство не скоординировано с европейским. Скоординировано ли законодательство Китая с европейским и американским? Разумеется, нет. Но Китай при этом получает инвестиций больше, чем любая другая страна его уровня.
Прямые иностранные инвестиции на Украину только сокращаются. Если в 2013 году речь шла почти о $4,5 млрд, то в 2016-м поступило всего $3,2 млрд, в 2017-м – $2,2 млрд, а по итогам 2018 года – порядка $1,5 млрд. «Да и то, большинство этих денег зашло к нам из офшоров, подконтрольных отечественному бизнесу», – говорит Александр Охрименко.
До недавнего времени Польша «проигрывала» Украине только в одном – стоимости рабочей силы. Ведь по мере экономического роста, в стране увеличились и зарплаты. Но с введением безвиза проблема практически решилась за счет украинских заробитчан.
Они активно едут трудиться на польские заводы и фабрики за €700-900 в месяц и выше. В итоге наши предприятия, в том числе и новые цеха с иностранными инвестициями, не могут найти персонал, хотя предлагают в общем-то тоже не так мало по украинским меркам – в эквиваленте около €450-500.
И, судя по всему, проблемы с трудовыми ресурсами в Украине станут хроническими, ведь Польша делает все, чтобы поставить миграцию украинских заробитчан на поток.
Привлекают не только уже готовых специалистов, но и молодежь, и даже семейные пары «после 40». На Украине специалисты предпенсионного возраста уже никому не нужны. Но поляки здраво рассудили, что, пристроив их, они могут рассчитывать на переезд и их детей – студентов и молодых специалистов.
В такой ситуации Украина фактически попала в ловушку. С одной стороны, она не получает всех плюсов ассоциации с ЕС, с другой – начинает ощущать действие минусов, заключает «Страна». На самом деле, никаких «плюсов» в ассоциации Украины с ЕС не было и не могло быть по определению и сложившаяся ситуация, как бы ее ни списывали на плохие отношения с Россией, конфликт в Донбассе, коррупцию и проч., была заложена в самом соглашении.