Филарет: отец раскола

Кирилл ЛУТУГИНСКИЙ

Более 25 лет Украинская православная церковь поражена язвой раскола. Тяжелейшая болезнь Церкви возникла по многим причинам, но отцом её принято считать бывшего иерарха Русской православной церкви Филарета (Денисенко). Именно он поддался увещеваниям политического прохиндея Леонида Кравчука и начал страшный раскол в Украинской православной церкви, грозящий перерасти в раскол мирового православия.

ШАХТЁРСКИЙ СЫН В ЛЮБИМЦАХ ПАТРИАРХА

Биография Филарета полна удивительными фактами, свидетельствующими о его поразительной везучести. Прямо баловень судьбы какой-то!

Родом Филарет из Донбасса. В старинной слободе донских казаков Благодатной (сейчас – Амвросиевский район) в 1929 году родился Михаил Денисенко. Его отец – шахтёр Антон Денисенко – погиб в Великую Отечественную войну. Но сам Михаил вовсе не горел желанием становиться шахтёром и выбирал стезю священника. В 1946 году поступил в Одесскую духовную семинарию, после окончания которой продолжил обучение в Московской духовной академии.

Вот тут-то и начинается неожиданный взлёт отрока, простого отпрыска шахтёра. На втором курсе академии, в 1950 году, Михаил был пострижен в монахи с именем Филарет… И назначается исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. В иеродиаконы Филарета рукоположил 15 января 1950 года лично Московский Патриарх Алексий I. С этого времени он становится особой, приближенной к Патриарху. Со всеми вытекающими последствиями.

Нельзя сказать, что молодого человека могли в те годы испортить особые щедроты со стола московского Патриарха: в те времена Русская православная церковь была в тисках советской власти, очень жестко ограничивавших и Патриарха, и всю Церковь. Но приближенность к особе предстоятеля Русской православной церкви, очевидно, развратило неокрепшую душу Филарета, вселив в неё гордыню, жажду славы и почестей. До поры до времени это скрывалось, может быть, маскировалось ораторским мастерством Филарета – сродни дурному дару Сарумана из легендарного произведения Дж. Р. Р. Толкина, имевшего власть очаровывать красивыми словами.

Как бы там ни было, но после 1950 года карьерный рост Филарета пошел резко вверх. В 1952 году он рукоположён во иеромонаха. В том же году по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Кроме того исполнял обязанности благочинного одной из святынь Русской православной церкви – Троице-Сергиевой Лавры. В марте 1954 года любимец Патриарха получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора, через два года – возведён в сан игумена и определён инспектором Саратовской духовной семинарии. С 1957 года – инспектор Киевской духовной семинарии. А 12 июля 1958 года Филарет возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии и был её ректором до закрытия семинарии в 1960 году.

Скажем прямо: завидная карьера, головокружительная. И если бы мы не знали, что Филарет отличится жутким преступлением – расколом Церкви – могли бы подумать, что речь идёт об исключительно боголюбивом человеке. Впрочем, даже в ранний период из-под личины Филарета проскальзывали истинные черты.

Например, ректор Киевской семинарии Филарет исключил в 1959 году из учебного заведения Павла Адельгейма – впоследствии знаменитого русского православного публициста. В своих воспоминаниях протоиерей Павел Адельгейм пишет о речи, с которой Филарет «изгонял» из семинарии юношу: «Я, сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…» и т.д.

Как видим, в те времена Филарет был вполне «партийным священником». И даже бахвалился своим «шахтёрским происхождением». Это важно помнить сейчас, когда преданный анафеме честолюбец сыплет проклятья на всех жителей Донбасса.

Карьера Денисенко идёт дальше по нарастающей. С 1960 года он уже управляющий делами Украинского Экзархата. С мая 1961 по январь 1962 года – настоятель подворья Русской православной церкви при Александрийском Патриархате в Александрии (Египет).

В феврале 1962 года Филарет становится епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (будущий Патриарх), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и епископы Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), Дмитровский Киприан (Зёрнов), Костромской и Галичский Никодим (Руснак).

Летом 1962 года Филарет отправляется в Европу – назначен викарием Среднеевропейского Экзархата с временным управлением Среднеевропейским Экзархатом, а через несколько месяцев становится епископом Венским и Австрийским. Через два года он переводится в Москву – становится епископом Дмитровским и викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии. В это время он становится одним из первых лиц в Московском Патриархате.

С 14 мая 1966 года у Филарета новое назначение, он становится архиепископом Киевским и Галицким, Экзархом Украины и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита. А ведь ему ещё нет и 40 лет.

Любопытно, что в марте 1969 года Филарет был включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

Биография Филарета показывает просто потрясающий карьерный рост: от семинариста до митрополита, постоянного члена Священного Синода Русской православной церкви. Он пользовался неизменной благосклонностью двух Патриархов: Алексия I и Пимена. И, можно утверждать, что имел значительную поддержку со стороны советских партийных органов.

Во время перестройки появились публикации о том, что Филарет сотрудничал с КГБ, якобы именно это и обеспечивало ему фантастический рост в карьере. В 1991 году комиссия по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП опубликовала сведения, из которых вытекало, что Филарет – информатор КГБ под псевдонимом «Антонов».

Сам же Филарет в 2012 году в интервью Weekly.ua заявил: «А что касается КГБ, то нужно сказать, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи. Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все. […] Нужно учесть, что в советском тоталитарном государстве всё было под контролем. Я должен был согласовывать свою деятельность с государством. Например, архиерей не имел права назначить священника на приход без согласия КГБ».

Вот так вот: «Был связан, как и все…» Это звучало бы не так кощунственно, если бы не позднейшие утверждения Филарета о своей «избранности» для всего «православия Украины».

ОБИДА НЕИЗБРАНИЕМ

Вплоть до 1990 года Филарет находился на пике своей карьеры. Мало того, можно предположить, что честолюбивый Экзарх Украины вполне таил в себе убеждение, что после кончины престарелого Патриарха Пимена предстоятелем Русской православной церкви станет лично он.

Но дальнейшие события показывают, что подлинным авторитетом в Церкви любимец московских Патриархов и по совместительству информатор КГБ не пользовался.

3 мая 1990 года скончался Патриарх Пимен. Священный Синод постановил, что до избрания нового Патриарха на Поместном Соборе Местоблюстителем Патриаршего престола будет митрополит Киевский и Экзарх Украины Филарет. Это не просто должность: Местоблюстителем становился человек, который мог впоследствии рассчитывать на патриарший клобук. И, нужно полагать, что Филарет в душе был уверен, что новым Патриархом Московским и всея Руси станет именно он.

В июне 1990 года Архиерейский собор утвердил три кандидатуры на патриарший престол: Филарета, митрополита Ленинградского Новгородского Алексия (Ридигер) и митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодан). 7 июня члены Поместного Собора тайным голосованием избрали нового Патриарха: Филарет получил 66 голосов, за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира — 107. Новым Патриархом стал Алексий II.

О таком разгроме своего авторитета Филарет даже помыслить не мог! По словам митрополита Никодима, «он [Филарет] пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. [председатель Верховного Совета СССР] и говорит, что есть договорённость с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет»».

Конечно же, Филарет был уязвлен в своей гордыне. Это заставляло действовать, и он, не отлагая дело в долгий ящик, приступает. В июле 1990 года епископатом Украинской Православной Церкви он был единогласно избран её предстоятелем. При этом украинский епископат подаёт прошение Патриарху Алексию II об «автономии православной церкви на Украине». Удивительно, но Архиерейский собор РПЦ 25-27 октября 1990 года преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Таким образом, Украинской православной церкви была дарована автокефалия, на которой так спекулирует киевский режим, ещё в 1990 году. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Однако в 1991 году Украина выходит из состава СССР и провозглашает независимость. С разрушением государства началось разрушение Церкви. Филарет, давно установивший твёрдую спайку со светскими властями, идёт на прямое взаимодействие с бывшим идеологом коммунистической партии Леонидом Кравчуков, который убеждает его: «Стань сам себе патриархом»! И вот разыгралась новая украинская трагикомедия, в которой вместо провозгласившего в своей волости «самостийную державу» пана атамана появляется провозгласивший «самостийную церковь» лжепатриарх.

Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви и обратился к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Однако на Архиерейском соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив своё голосование угрозами и давлением со стороны Филарета. Выяснилось, что Филарет сместил трёх иерархов с их постов за отказ подписать обращение к Патриарху. На Соборе РПЦ, кроме того, были зачитаны обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую «автокефалию УПЦ».

Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенёс рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ.

Предстоятель РПЦ Патриарх Алексий II сказал: «Нас уверяют, что предоставление автокефалии Украинской православной церкви решит все вопросы, как ранее нас уверяли в необходимости независимости в управлении и даровании митрополиту титула Блаженнейшего. Но титул Блаженнейшего не спас положения, предоставление независимости и «незалежности» тоже не дало результата. Не вернулись ушедшие в неканоническую автокефалию приходы, раскол укрепился. Возьмём ли мы на себя ответственность за разделение, есть ли у нас уверенность в том, что это принесёт благо Святой Церкви? Такой уверенности нет ни у украинского епископата, ни у всего Собора. Для того чтобы говорить об автокефалии, нужна спокойная обстановка. Но в наше время – время разрушения экономических, национальных, человеческих связей, разделения и противостояния, от которых так устал народ, желание сохранить единство Церкви является гласом Божиим. Все мы в ответе за то, что происходит на Украине, но с предстоятеля Украинской Церкви спрос особый. Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля».

В Москве Филарет, будучи изобличен многочисленными свидетельствами, клялся на Соборе, что устранит все «перегибы» и даже восстановит смещенных иерархов. Для пущей веры Филарет поклялся на распятии и Святом Писании. Но, вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку «дан Богом украинскому Православию».

Священный Синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал.

На сторону раскольника стали не только украинские власти – в лице Леонида Кравчука, но и украинские националисты. Именно с этого времени начинается сближение и срастание филаретовских единомышленников с украинскими неонацистами. Именно руками боевиков УНА-УНСО Филарет захватывал церковное имущество, отнимал собственность УПЦ. При полном «молчаливом» согласии со стороны милиции.

После безуспешных призывов к Филарету Священный Синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский собор Украинской Православной Церкви. Филарет был приглашен на Собор, но не явился на него. Зато подключил националистически настроенных политиков украинского парламента для оказания давления на иерархов УПЦ. В Харькове Архиерейский собор сместил Филарета с Киевской кафедры

11 июня 1992 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)».

Но с этого времени Филарет уже не внимал ни совести, ни чести, ни уму. Он пошел на полный разрыв с каноническим православием, сделав ставку на абсолютное соединение с украинским национализмом.

В 1992 году Филарет путем самопровозглашения создает свою Украинскую православную церковь. Создавалась она не на пустом месте – в его руках была резиденция Киевского митрополита в Киеве, все денежные средства УПЦ, некоторые храмы. Созданию раскольнической церкви полностью содействовали украинские власти. Первым «патриархом» избрали престарелого адъютанта Петлюры Мстислава (Скрипника), проживавшего в Америке. Это обстоятельство указывает на интерес в деле церковного раскола на Украине «диаспоритян», которые, как хорошо известно, давно обслуживали интересы спецслужб США.

В 1993 году «киевский патриарх» Мстислав умер, так и не соизволив приехать в Киев. Всеми делами УПЦ КП занимался Филарет. Он же участвовал в избрании нового «патриарха», которым стал Владимир (Романюк).

Использование «подсадных» патриархов свидетельствует, что Филарет полностью осознал свою слабость как авторитета в церковной среде. Он понимал, что на нём лежит страшное пятно «партийного церковника», «кагэбиста в рясе». Понимал, что ренегата никто не любит. Но власть давно разъела его душу, ввергнув в бездну греха.

«Патриарх» Владимир также долго не протянул – умер при крайне загадочных обстоятельствах в 1995 году. Высказывались предположения, что к его гибели причастны украинские националисты, только набиравшие свою силу. А с ними, как прекрасно известно, теснейшим образом связан Филарет.

Но теперь Филарет решил, что «подсадные патриархи» больше не нужны. Потому сам себя и избрал в «киевские патриархи» в октябре 1995 года.

ВО ГЛАВЕ РАСКОЛА

Филарет разворачивает широкую деятельность, совершая попытки сближения как с Украинской автокефальной церковью, так и с другими «самопровозглашенными» православными церквями – в Черногории, Болгарии, Македонии. Конечно же, такие действия вызывали лишь обострения в мировом православии, распространяли язву раскола.

Доходило и до дипломатических конфузов. Так, 25 марта 2000 года «синод» УПЦ КП издал «томос» (указ) о создании греческого экзархата во главе с «архимандритом» Тимофеем (Кутальяносом), рукоположенным 26 марта в «митрополита Корсунского». Рукоположив нового «Экзарха всея Греции», Филарет через украинский МИД (!) обратился к послу Украины в Греции с предписанием содействовать укреплению позиций «экзархата» в Греции. Любопытно, что украинский посол выполнил сие действо. Хотя, конечно же, здравой логики в этом нет: государство отделено от церкви на Украине. Но, видно, даже тогда Филарет пользовался мощным лобби в правительстве Украины. Результат был предсказуем. Священный Синод Элладской Церкви сделал следующее заявление: «Святая Автокефальная Элладская Православная Апостольская Церковь, так же как и все остальные Поместные Православные Церкви, с которыми она находится в Евхаристическом Общении, никогда не признавала существования на Украине Автокефального Православного Патриархата, в том числе так называемого „Киевского Патриархата“».

Подобного рода заявления звучали и в Константинопольском Патриархате. По свидетельству митрополита Сасимского Геннадия (Лимуриса): «…в нашей Церкви мы не называем Киевский патриархат Киевским патриархатом. Мы называем их раскольниками, чтобы не было впечатления, что мы их признаем. Они могут себя называть, как хотят, но их не признает ни одна Церковь».

Но, увы, есть у Филарета и лоббисты в среде Константинопольского Патриархата. К ним относятся православные иерархи в Северной Америке, подчиненные Константинополю Среди самых рьяных друзей раскольника Филарета – епископ Эдмонтона и Западной епархии Иларион (Рудник) и епископ Восточной епархии Андрей (Пешко), епископ Западной епархии Даниил (Зелинский) и др. Именно они выступают «разогревателями» идеи о признании филаретовского «киевского патриархата» со стороны Варфоломея I.

Но если бы Филарет занимался только церковными делами! Он вовсю вклинился в политическую борьбу на Украине, став главным «архипастырем» для украинских неонацистов, боевиков, радикалов самого разного полёта.

Не забывал Филарет и о лично выгоде. Украинский медиаэксперт Анатолий Шарий в своём блоге «Сенсационная находка в центре Киева» сообщает, что в 2012 году в Киеве была выведена из реестра охраняемых памятников архитектуры территория раскопок дворца князя Владимира. Её получил в аренду УПЦ КП, якобы начав строительство резиденции Патриарха, несмотря на протесты общественности и учёных. В итоге большая часть исторического фундамента древнего дворца была уничтожена.

Но всё это меркнет на фоне той общественной дискуссии, которая установилась на Украине после госпереворота в 2014 году. Здесь Филарет показал себя абсолютно бесчеловечным милитаристом, разжигающим кровавую бойню и подстрекающим и власти, и националистов на расправу над жителями Донбасса.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России. Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сёстры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!», – уверял киевских карателей Филарет.

Раскольнику уже много лет, он дожил до глубокой старости. В этом возрасте следовало бы подумать: что оставишь после себя? Какие плоды пожнут на твоём поле последователи? И не будет ли плод раскола слишком горьким?

Увы, Филарет в своей гордыне вовсе не думает, что стал настоящим отцом раскола, введя в заблуждение тысячи людей и поставив Украину на грань религиозной войны.