Эскалация конфликта в Донбассе: взгляд украинских экспертов
Каковы причины, политические цели, механизмы эскалации конфликта в Донбассе – ответы на эти вопросы попытались дать украинские эксперты на традиционной пятничной пресс-конференции в РИА Новости Украина.
По мнению директора Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, бойня выгодна прежде всего Порошенко – он «набирает очки».
«Он снова привлек внимание к украинскому кризису, «московскому агрессору». Это то, что ему сейчас нужно. Ясно, что это обострение влияет на позицию Трампа. На него там сумасшедшее давление. На него будет давить Маккейн, который уже требует дать Украине разного рода оружие, пишет письма Трампу. Он получает инициативу благодаря этому обострению», – сказал эксперт.
Но обострение не выгодно ни Москве, ни Западу, поэтому вряд ли Киев добьётся посравленных целей.
«У меня складывается впечатление, что наши руководители считают, что чем острее будет и чем больше будет жертв, тем легче будет не допустить какого-то компромисса между Трампом и Путиным. Я и так думаю, что он (компромисс) — очень тяжелый. А эти усилия, которые очевидны для всех (не допустить переговоров), они вряд ли сыграют такую роль, на которую рассчитывает команда украинского президента», — считает Погребинский.
Уже есть первые проявления того, что Порошенко больше не пользуется безоговорочной поддержкой Запада. И в позиции ОБСЕ, и в публикациях некоторых изданий, и даже в выступлениях представителей США изменилась интонация – впервые виновными названы обе стороны конфликта.
«Интонация уже другая – все-таки, обе стороны несут ответственность», – заявил политолог.
«Жестоким, кровавым тестом» назвал эскалацию конфликта директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, отметив его прямую связь с «переговорами между Путиным и Трампом».
«Обострение – искусственное, его цель – тестирование результатов этих переговоров, о чем стороны договорились, куда движется переговорная линия, кто, в конце концов, «сливает» или не «сливает». И за кулисами эскалации боевых действий сидят люди, которые анализируют реакции сторон. Прежде всего, Донецка и Луганска, Москвы, Киева, Европы. И на основании этих реакций пытаются понять, о чем все же говорили Путин с Трампом», – считает Руслан Бортник.
Вторая причина кровавого «тестирования» – внутренняя.
«Война давно стала инструментом политического управления, который позволяет власти получать неограниченные полномочия и снимать с себя любую ответственность. Эта война сегодня отыгрывает очень важную роль в отвлечении внимания общества от проблем тарифов, коррупции, бесчисленных политических поражений. Оффшоры, тарифы, пленки – все отошло на второй план, потому что у нас гибнут люди», – отметил эксперт.
Третий мотив – экономическая война между политическими группировками на Украине.
«Странно совпало: сначала блокировка железнодорожных путей в Луганской области, по которым поставлялся уголь на украинскую территорию. И этим занимался один экономический холдинг, одна экономическая группа. Затем – обстрел одного из ключевых предприятий этой группы – «Авдеевского коксохима», от которого зависит работа металлургов, в частности, ММК Ильича», – считает Бортник.
С обеих сторон конфликта есть лица, заинтересованные в продолжении войны, но интересы «партии войны» расходятся с интересами рядовых граждан.
«Вся социология, весь мониторинг, багаж личного общения говорят в пользу того, что люди чудовищно устали от войны, людям нужен мир. А довольно узкая группа, категория людей по обе стороны… Я бы сказал, что «партия войны» не делится – она находится с двух сторон линии разграничения, они не хотят заканчивать войну. Война для них – великолепный калькулятор, который умножает их личные амбиции, состояния, власть», — сообщил политэксперт.
И самое страшное, что всё общество стало заложником интересов «партии войны»: «мы стали заложниками этих людей: когда мы заложники – мы мало можем повлиять на ситуацию, и приходится надеяться только на внешние факторы».